Миниатюра - это легко?

Сложно рисовать миниатюры? Как вы думаете? 

Казалось бы, главное - уметь рисовать (этому учат везде), управляться с красками-кистями… да и всё, так ведь? 

Нууу... если грубо обобщить, то “управляться”, наверное, было бы достаточно. Тогда почему миниатюристов так мало, м?

 

Каждый из Вас легко может представить как рисовать, к примеру, на альбомном листе А4- А3 формата. Лист будет лежать перед Вами на столе, Вы разложите краски-карандаши..  Всё отлично видно: все линии, цвета, переходы, вполне комфортно физически…(если нравится рисовать, конечно же). Это такой классический вариант, который можно представить, потому что так рисовал абсолютно каждый хотя бы раз в жизни (например, на уроках ИЗО в школе). 

 

А теперь как рисует миниатюрист: формат рисунка резко уменьшается до размеров квадратика 3-4 см. Каждое движение руки преобразуется в микродвижение. Каждая линия толщиной с волосок. Если я просто скажу, что это капец как тяжело делать, то этот “капец”  даже представить будет очень сложно. Потому я расскажу на бытовом примере: 

 

Иголка и нитка. Нужно вставить одно в другое. Как мы это делаем: подносим иголку к своим глазам, очень стараемся чтоб она не дрожала. Дальше нужно напрячь зрение и рассмотреть игольное ушко. Увидели? Отлично! Теперь в это крохотное ушко нужно точно-приточно попасть кончиком нити. У всех с первого раза вышло? А теперь выньте, вставьте ещё раз, и ещё, и еще раз. Это и есть процесс работы миниатюриста. Только “вставить нитку в ушко” значит провести тончайшую линию краски четко в нужной доле миллиметра не 1-2 раза, а сотни тысяч раз (никто не считал сколько) для одной миниатюры. И эти сотни тысяч раз растягиваются в 10-ки часов работы над одной “картинкой” на пределе зрительной концентрации и контроля движений руки. 

 

Ну, как, стало легче представить тот самый “капец”? 

Теперь сразу значительно наглядее понимается стоимость такого объёма труда, не правда ли?

 

Ой, вы сейчас подумаете, что миниатюристы - это, получается, какие-то мазохисты, которые так изощренно издеваются над собой. Только знаете, если б мазохистам не нравилось, они бы это не делали! А если серьезно, то нужен такой склад характера, чтобы получать удовольствие на пределе терпения и напряженный кропотливый труд превращать в произведения тончайшего искусства.

 

Помните цитату из фильма “Красотка”, когда Эдвард Льюис привёл Вивиан в оперу? 

“Когда люди первый раз слушают оперу, она им сразу или нравится, или нет. Если сразу нравится - они всю жизнь будут любить оперу. А если нет, то они потом смогут научиться ценить её, но опера никогда не станет частью их души.”  Все эти слова точно про художника и миниатюру. Либо сразу и навсегда “часть тебя”, либо просто “ценю прекрасное”.

 

А что касается цены прекрасного...

" Мистер Льюис, могу я узнать, насколько неприличную сумму вы готовы потратить: неприличную или вопиюще непристойную?

— Вопиюще непристойную.

— Какой мужчина!" © Pretty Women.